Экономика в мире » Цены на топливо возможно будут снижены (Версия для печати)

Цены на топливо возможно будут снижены

Четверг, 11 сентября 2008, 18:31
Вчера Госсовет Татарстана принял обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву, премьеру Владимиру Путину и спикеру Госдумы Борису Грызлову в связи с ростом цен на топливо. Инициатором выступила депутат Госсовета, председатель Федерации профсоюзов Татарстана Татьяна Водопьянова. Выступая на заседании парламента, она отметила, что «цены на топливо растут темпами, опережающими средний индекс роста цен, и мотивированы исключительно интересами получения монополиями сверхприбыли».

как выражается госпожа Водопьянова, в России в первом полугодии цена автомобильного бензина возросла на 16%, дизельного топлива - почти на 25%, авиатоплива - на 38%, достигнув 36 тыс. руб. за т. «В сельском хозяйстве в нашей республике ежегодно потребляется свыше 300 тысяч тонн топлива, цена которого в этом году в период уборочных работ достигла 28 рублей за килограмм. Таким образом, для того, чтобы купить 300 тысяч тонн топлива по этой цене, надо израсходовать более восьми млрд рублей. Это составляет одну третью часть всей денежной выручки сельского хозяйства республики», - сказала госпожа Водопьянова. По ее словам, бензиновая «лихорадка» также остро затрагивает автопредприятия, расходы которых на топливо достигают 60% всех текущих затрат. В результате растут цены и тарифы на услуги, а покупательская способность заработной платы в Татарстане, по данным профсоюзного лидера, в первом полугодии снизилась на 11%.

В представленном проекте было предложено ввести госконтроль стоимости топлива и снизить цены на бензин, дизтопливо и авиакеросин «до уровня, соответствующего развитию экономики России, уровню доходов населения», оказать господдержку транспортным предприятиям и активизировать работу ФАС по препятствованию ценовому сговору нефтяных компаний.

Однако депутаты вчера раскритиковали предложенные меры. «Я этого и боялся, - оценил обращение выступивший на заседании председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. - Если имеется в виду регулирование цен, то практика и нашей страны, и любой страны такая - сразу возникает дефицит, двойные цены, нелегальная торговля со всеми вытекающими последствиями. Мы это уже проходили в самом конце Советского Союза. Это, по сути, весьма антирыночное предложение».

К господдержке транспортников, по мнению депутата, «призывать бесполезно». «Совершенно очевидно, что никаких дотаций не будет», - подчеркнул он. Формулировка «ценовой сговор нефтяных компаний» также вызвала нарекания господина Галеева. «Что такое нефтяные компании? Нефтедобывающие в принципе не занимаются реализацией топлива. Тут нужно сделать редакционное уточнение - либо топливные, либо нефтеперерабатывающие компании», - сказал он.

В результате, по предложению спикера парламента Фарида Мухаметшина, текст обращения вчера был принят «за основу» с условием, что президиум Госсовета доработает его с учетом замечаний депутатов. Позже на пресс-конференции господин Мухаметшин отметил: «Мы не говорим о каком-то государственном регулировании процесса, но контроля со стороны федерального центра, нам кажется, не хватает». При этом он оговорился, что инициатива татарстанских не оригинальна: «Усилия правительства в этом направлении уже есть, председатель правительства Владимир Путин уже поднял эту тему на федеральном уровне, но голос татарстанских парламентариев тоже должен быть услышан».

Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов считает, что депутаты просто подняли «популярную тему перед выборами» (выборы в Госсовет пройдут в марте 2009 года). «Это глупости, такой механизм не будет работать, - сказал он вчера. - Государство не должно регулировать рынок, все это мы уже проходили двадцать лет назад. Должны быть другие механизмы поддержки. Надо развивать нефтепереработку. Нынешняя налоговая система порождает рост цен на нефтепродукты, потому что привязана к мировым ценам на нефть».

Министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин также считает предложенные профсоюзами меры «социалистическими административными методами». Он полагает, что «проблемы на российском топливном рынке возникают из-за того, что нефтяники слишком сильно ориентированы на внешний рынок», а внутренний рынок нефтепродуктов «по большому счету не конкурентный». «Государственная политика должна быть направлена на усиление конкурентных начал. Если на рынке два-три игрока, вероятность их сговора или слаженных действий повышается, - пояснил он. - Поэтому Татарстан выступает с инициативой создания НПЗ для малых компаний, чтобы они не зависели от „Татнефти“, а могли спокойно на рыночных условиях продавать свои нефтепродукты.

Дополнительно: