История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков.
До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины - нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже - Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.
В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или. продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.
Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев. На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество. Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское
время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. Сейчас в нем находится филологический факультет Казанского государственного педагогического института. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.
Единственный действующий храм на территории бывшего монастыря - Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящей к улице Большой Красной. По монастырским документам она построена в 1807-1825 гг. (строительство прерывалось пожаром 1815 года) по проекту архитектора Я.М. Шелковникова на средства дворян Мусиных-Пушкиных.
Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы ХIХвека была построена новая ограда и храм оказался в глубине монастыря. По мнению ученых Софийская церковь построена значительно раньше, чем датируется обычно. Вероятно, в конце XVII - начале XVIII вв. На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля и барокко. В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции. Во имя мученицы Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови церковь была освящена, очевидно, в память о казанской игуменье Софии (в миру - княжна Любовь Борисовна Волховская), руководившей монастырем с 1795 года до своей смерти в 1807 году. При игуменье Софии в монастыре велись большие работы, были составлены планы, по которым монастырь отстраивался позднее. В 1798 году игуменья София принимала в качестве гостей императора Павла I и князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), присутствовавших на закладке главного монастырского собора. В советское время храм использовался как жилое помещение, однако с 1993 года был передан Казанской епархии и в настоящее время является действующим, в Софийском храме существует молодежная община. Сам храм посещается на втором этаже, первый пользуется под служебные помещения и библиотеку молодежной общины.
В Софийской церкви установлен новый резной иконостас, среди икон особо почитается новый образ св.мученицы благоверной княгини Елизаветы. Святая коверная княгиня Елизавета Федоровна - ныне одна из самых почитаемых новомучениц Российских. Она являлась принцессой Гессен -Дармштадской (до принятия православия ее звали Элла), родной сестрой императрицы Александры Федоровны и женой дяди императора -Николая II - великого князя Сергея Александровича, убитого эсеровскими террористами в 1905 году. Овдовев, Елизавета Федоровна, посвятила себя православному социальному служению - помощи бедным, убогим, больным. Основанная ею Марфо-Мариинская обитель Москве стала крупным центром медицинской и благотворительной помощи. Оставаясь в миру, Елизавета Федоровна вела монашеский образ жизни, и расходовала значительные средства на помощь православным монастырям и храмам, много ездила по России. Казанский Богородицкий монастырь она посещала дважды - в 1910 году при закладке подземного храма и в 20 июня 1913 года при его освящении. После прихода к власти большевиков Елизавета Федоровна, как и другие члены семьи Романовых, была арестована и содержалась в Перми и Алапаевске. В ночь с 17 на 18 июня 1918 года, через день после расстрела Николая II и его семьи, Елизавета Федоровна вместе с четырьмя великими князьями - Сергеем Михайловичем, Иваном, Константином и Георгием Константиновичами, князем Владимиром Палеем (морганатическим сыном великого князя) и слугой Сергея Михайловича Ремезом была зверски казнена - их живыми сбросили в шахту. По свидетельствам очевидцев из шахты еще несколько дней доносилось церковное пение. Когда белые войска занял Алапаевск, тела убитых были извлечены из шахты. Мощи Святой Благоверной княгини сейчас находятся в Иерусалиме, в храме Русской Зарубежной церкви. Почитаемая икона св. великой княгини Елизаветы содержит частицу ее мощей.
В начале XX века обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. К 1917 году монастырь имел налаженное свечное производство, живописную и золотошвейную мастерские, пасеку, плодоносящий сад, дойное стадо. Но с приходом к власти большевиков на Православную Церковь воздвиглись неисчислимые гонения.
Вскоре после революции также начались покушения власти и на Казанско-Богородицкий монастырь. Последняя настоятельница обители монахиня Рахиль подвергается гонениям со стороны новых властей. Ей досталась тяжёлая участь видеть разрушение и поругание её обители. Многие здания были заняты военными частями и учреждениями. В здании школы разместили 1-ю Советскую школу, в странноприимном корпусе - городской пункт для беженцев. Все здания были национализированы.
В последние месяцы 1918 года храмы Казани были переполнены молящимися и плачущими. В церкви люди находили успокоение от страхов, бед и сует мирской жизни. Религиозным центром города стал Богородицкий монастырь. Здесь были сосредоточены все главные святыни - икона Казанской Божией Матери и мощи казанских первосвятителей, здесь каждый праздник совершалась архиерейская служба. По средам епископ Анатолий (Грисюк) служил акафист святителю Гурию, по пятницам - св. Варсонофию. По свидетельству современника, «в Казанском монастыре...находили забвение от скорбей и от скудной действительности все, обуреваемые земными страданиями».
В 1920 году принадлежавшие Богородицкому монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства.
С 1921 года при монастырской Казанско-Богородицкой церкви стала функционировать религиозная община. Община верующих, для того чтобы получить свои здания в аренду перерегистрировалась в 1925 году в коллективное товарищество. После этого по акту, составленному Отделом по делам Музеев и Охране памятников искусства, старины и природы Академического центра, которому принадлежали теперь практически все сооружения монастыря, они были переданы в безвозмездное и бессрочное пользование общине. В 1926 году произошла очередная перерегистрация общины и здания были отданы ей в аренду сроком на три года. Существуют подробные описи, переданного имущества.
В 1929 году положение ухудшилось в связи с тем, что в жилых корпусах монастыря разместилось общежитие студентов педагогического техникума. За время пребывания в стенах обители студенты техникума привели его в безобразное состояние: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники во дворе. Кроме занимаемых помещений дирекция учебного заведения требовала ещё и здание теплой церкви под столовую, но оно не было ей передано.
Летний храм в это время был использован под склад для хлебопродукции, причем зерно ссыпали прямо под иконостас, а в ноябре 1929 года летний собор был изъят из пользования общины. 22 февраля 1930 года с колокольни были сняты колокола. Община сама отказалась от здания колокольни, т.к. платить налоги за фактически неиспользуемое здание она не могла себе позволить. 1 марта 1929 года был составлен акт о сдаче закрытой Крестовоздвиженской церкви.
В 1931 году вышло решение СНК ТАССР о строительстве в Казани киностудии. Встал вопрос о передаче в ведение Татарского отделения «Востоккино» одного из городских помещений, с тем, чтобы оборудовать в нём кинофабрику. Этим помещением и стали церкви бывшего Богородицкого монастыря. Было создано управление строительством кинофабрики «Востокфильм».
К концу 1933 года на площадке кинофабрики была закончена кладка главного павильона и здание подведено под кровлю. К нему было пристроено главное ателье. Двухэтажное жилое здание планировалось переоборудовать под кинолаборатории. Однако в 1934 году объединение «Востоккино» закрывается, прекращаются строительные работы.
Богородицкий женский монастырь В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики - московская «Дукат» и из г. Выборга. Они объединяются в одну фабрику и размещаются в полуразрушенных зданиях монастыря.
До наших дней дошли лишь немногие здания этого некогда прекрасного архитектурного комплекса. Наиболее древней из сохранившихся строений является Софийская надвратная церковь (конец XVII - начало XVIII века). Вконец обветшали ни разу не видевшие ремонта Братский и Настоятельный корпуса (1810-1835 гг.). То же произошло и с прекрасным памятником классической архитектуры - теплым храмом Николы Тульского (1 806-1 816 гг.). своеобразными башнями ограды.
Возрождение Святой обители
В последние годы на территории бывшего монастыря начаты восстановительные работы. Уже возвращена к жизни надвратная церковь Святой Софии, освященная вновь в 1994 году. Внутреннее убранство храма пока что очень скромное - иконостас современной работы и несколько икон, пожертвованных, другими церквями. Прежние прекрасные фрески на стенах полностью уничтожены - их придётся воссоздавать заново. Службу в этом храме ведет молодой священник Отец Сергий (Дятлов).
Но прихожане Софийской церкви и члены существующей при ней православной молодежной общины надеются на то, что всё-таки удастся найти остатки пещерного храма и восстановить некогда величественный Казанский собор.
Источники: Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. - Казань, 2004. - 308 с.; сайт "Казанская епархия" Московского Патриархата Русской Православной Церкви (kazan.eparhia.ru/)