Перед нами - мост, который до революции соединял Поперечно-Владимирскую и Гостинодворскую улицы (ныне - два отрезка улицы Чернышевского, в 1920-1930-е годы - Пионерской). Это шестой по счету от озера Кабан переход через Булак. Сто лет назад он назывался Владимирским, поскольку вел из центра города к Владимирскому собору. На месте этого большого храма на углу нынешних улиц Кирова (Владимирской) и Чернышевского ныне стоит большая "сталинка", окрашенная в ярко-зеленый цвет.
Мосты через Булак стали привычными глазу сооружениями, они обеспечивают активное транспортное движение. Пять переходов, кроме каменного Лебедевского (возведенного в 1906 году), были перестроены в 1940-1950-е годы по проекту У.Алпарова и Е.Брудного на основе железобетонных конструкций. А сто лет назад это были деревянные сооружения, которые часто разрушались при ледоходе или от интенсивной эксплуатации. Их бесконечный ремонт, как указывают архивные документы, дорого обходился городской казне. К тому же Владимирский мост приходилось возводить из особо прочных пород дерева, ведь по нему ходил трамвай.
По левую руку от моста взору предстает трехэтажный угловой дом, который в начале прошлого века принадлежал купцу С.Пушнову. За целый век он практически не изменился. Как и до революции, это тоже здание с закругленным углом и протяженным - в пятнадцать окон - фасадом по улице Чернышевского. Изящные архитектурные детали дома выполнены в стиле классицизма с элементами эклектики. В середине фасада имеется выделенная плоскость, в пространстве которой изменена форма оконных наличников, и нарядная парапетная стенка с высокими тумбами-свечами над лопатками. В настоящее время здание принадлежит "Татсоцбанку", на средства которого в середине девяностых годов оно было реконструировано.
Напротив через улицу - перестроенный дом купчихи М.Столбовой. В тридцатые годы в нем располагалась, как свидетельствует аншлаг, амбулатория "Таткустпромстраха". Что это за организация, сегодня определить сложно. Ясно лишь, что на изображении - одно из немногих медицинских учреждений для советских служащих.
Наибольший интерес на снимках представляет здание бывшей гостиницы "Казань", расположенное поодаль на улице Чернышевского, уходящей вверх к "Бегемоту" - ныне Национальному музею РТ. До революции на первом этаже гостиницы, служившей центром деловой жизни города, располагалось множество лавок и магазинов, которые торговали самыми изысканными товарами. В 1927 году именно здесь останавливался и выступал перед публикой Владимир Маяковский.
Гостиница "Казань" - настоящий архитектурный шедевр. Это одна из последних крупных и наиболее эффектных работ архитектора Фомы Петонди. Он восстановил пострадавший во время пожара 1842 года дом Мельникова, включив в состав единого комплекса еще два соседних строения и объединив их общей нарядной отделкой фасада. Чтобы избежать впечатления монотонности, Петонди зрительно расчленил растянувшийся на целый квартал корпус на три части. Видимая часть фасада с полуротондой относится к концу XIX века, остальная с фризом и колоннами - более поздней отделки. Все три секции украшены скромными гирляндами и лепниной. Внутри дома на втором этаже когда-то был двусветный зал с галереей, которая служила для перехода из одной части гостиницы в другую по третьему этажу.
На современной фотографии гостиница предстает в своем полуразобранном состоянии. От здания остался фактически лишь остов - голые стены без крыши и перекрытий. Время постепенно уничтожает следы былого величия. Масштабной реконструкции, начатой почти десятилетие назад, не видно конца...
"Республика Татарстан" N211 от 21 октября